Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет пожалеть и приласкать. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провакационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм выхода психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаянья и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроение окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать обидчикам расправой. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребенка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребенок наэлектризован злостью, обзывается, дерется, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
- когда это началось?
- как ребенок проявляет агрессию?
- в какие моменты ребенок проявляет агрессию?
- что является причиной агрессивности?
- что изменилось в поведении ребенка с того времени?
- что на самом деле хочет ребенок?
- чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка надо начинать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников, а также с друзьями своего ребенка.
Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ (с 4-х лет)
Каждому участнику дается "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее "почистить".
ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ (с 4-х лет)
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих - от двух человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно кидать, пинать, отнимать. Главная цель - забить гол в ворота.
Взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
ЧАС "ТИШИНЫ" И ЧАС "МОЖНО" (с 4-х лет)
Договоритесь с ребенком, что иногда,когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час "тишины". Ребенок должен вести себя тих, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребенку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.