Методические рекомендации по составлению рабочей программы
  
Рекомендации 
по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС 
 
1. Введение
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ст. 48 Закона сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании. 
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий. 
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой. 
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. 
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед - реализует образовательные программы. 
Педагог-психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. 
Воспитатель (включая старшего) - разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. 
ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога. 
 
2. Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка 
Цель и задачи основной образовательной программы 
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание психолого-педагогической работы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие) 
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 
Планируемые результаты освоения Программы. 
4. Содержательный раздел:
• Учебный план реализации ООП ДО группе, в виде таблицы. 
• Формы, способы, методы и средства реализации программы в  группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства) 
• Взаимодействие с семьей, социумом. 
• Планирование работы с детьми в группе:
- Примерное годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) 
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. 
• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие) 
5. Организационный раздел. 
• Оформление предметно-пространственной среды. 
• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей). 
• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .
 
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
- полное наименование образовательного учреждения по Уставу; 
- где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола); 
- полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.); 
- составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);
- срок реализации программы (учебный год); 
- Ф. И. О. и должность автора (авторов); 
- название города; 
- год разработки программы. 
2. Содержание. 
Прописывается содержание рабочей программы, и указываются страницы. 
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка 
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой …….(наименование ОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. 
Рабочая программа по развитию детей …… группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. 
Используются парциальные программы:
Перечисляются парциальные программы. 
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. 
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
•  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения. 
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы или образовательной программы ДОУ)
Например
Цель: 
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
Задачи (обязательная часть):
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса. 
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. 
Задачи (часть ДОУ):
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра) 
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. 
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. 
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги. 
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли. 
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п. 
- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) 
 
4. Содержательный раздел
 
Например 
- Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе
 
| 
 Направления развития  | 
 Виды детской деятельности  | 
 Количество НОД в неделю  | 
 Формы образовательной деятельности  | 
| 
 Обязательная часть  | 
| 
 Физическое развитие  | 
 Двигательная деятельность  | 
 75 мин.  
(3 НОД)  | 
 Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники  | 
| 
 Познавательное развитие  | 
 Познавательно-исследовательская деятельность  | 
 20 мин. (1 НОД)  | 
 ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины  | 
| 
 ФЭМП  | 
 20 мин.  
(1 НОД)  | 
 Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины  | 
| 
 Речевое развитие  | 
 Развитие речи  | 
 20 мин.  
(1 НОД  | 
 Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций  | 
| 
 Восприятие художественной литературы и фольклора  | 
 25 мин.  
(1 НОД)  | 
 Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра  | 
| 
 Социально-коммуникативное развитие  | 
 Коммуникативная деятельность  | 
 10 мин.  
(0,5 НОД)  | 
 ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины  | 
| 
 Самообслуживание и элементарный бытовой труд  | 
 не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)  | 
 поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ  | 
| 
 Игровая деятельность  | 
 в режимные моменты  | 
 Сюжетно-ролевые, дидактические и др.  | 
| 
 Художественно-эстетическое развитие  | 
 Изобразительная деятельность  | 
 70 мин.  
(3 НОД)  | 
 Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.   | 
| 
 Конструирование  | 
 10 мин.  
(0, 5 НОД)  | 
 Конструирование из бумаги, природного и иного материала  | 
| 
 Музыкальная деятельность  | 
 50 мин.  
(2 НОД)  | 
 Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения  | 
| 
 ИТОГО  | 
    | 
    | 
| 
 Часть, формируемая участниками образовательного процесса  | 
| 
    | 
    | 
    | 
    | 
 
6) часть, формируемая участниками образовательного процесса - парциальные программы и т. п. 
 
Планирование работы с детьми в группе (в соответствии с планированием ОУ):
- Примерное годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ (в соответствии с ОП ОУ)
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие) 
1) Климатические особенности:
Кратко описываются особенности климата региона. 
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей. 
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. 
Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Санкт-Петербурга. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы …….. 
 
5. Организационный раздел
Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в  группе
 
| 
 Направление развития  | 
 Методические пособия  | 
 Наглядно – дидактические пособия  | 
 Рабочие тетради  | 
| 
 Физическое развитие  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 Познавательное развитие  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 Речевое развитие  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 Социально-коммуникативное развитие  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 Художественно-эстетическое развитие  | 
    | 
    | 
    |